Czech sights — Достопримечательности Чехии.

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя

Кафедральный собор

Одно из самых уникальных зданий на территории Чешской Республики. Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, внесенный в 1995-м году в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, является самым древним зданием типа кафедрального собора в Центральной Европе, построенным в невероятно короткий срок 30 лет и восстановленным в совершенно уникальном стиле барочной готики Джованни Сантини Айхела, который вложил в здание оригинальные архитектурные элементы.Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

История

Начало седлецкого монастыря, самого древнего монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, уходит в первую половину 12 века, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев. Первая община монахов вышла из монастыря Вальдзассен в Баварии. Наперекор тогдашнего обычая: связывать возникновение монастыря с освоением окружающей территории, седлецкий монастырь был основан в плотно населенном регионе. Его ядром стало, вероятно, местопребывание его основоположника с прилегающим маленьким храмом, который до сих пор сохранился в стенах как часть барочной обители. Земельное имущество монастыря состояло во владении близлежащими и более удаленными селами и усадьбами. Информация о первых 150 годах существования седлецкой общины, за исключением имен аббатов, не сохранилась. Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундаменты которого были открыты под каменным плиточным полом нынешнего здания храма. Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического застоя и возрастающей задолженности, хотя Седлец и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 г. он был взят и сожжен. Монашеская братия была рассеяна. Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна ГораСкромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 г . Город Седлец новые силы набрал только после Тридцатилетней войны, когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели(аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 г. избран аббатом монастыря Йиндржих(Генрих) Снопек(1685-1709 гг.). Йиндржих Снопек родился в 1651 г., а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связано прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который он привел в современное состояние. Плохое ведение хозяйства и широкая архитектурная и последующая художественная деятельность, которая также включала постройку обители, подорвали экономическую независимость монастыря, и Седлец в последствии управлялся из г. Осек и г. Злата Коруна. В рамках реформ Иосифа Второго монастырь в 1783 г. был ликвидирован, освещение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе. В 1806 г. собор стал играть роль приходского храма для г. Седлец и близлежащего г. Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря была в 1812 г. основана табачная фабрика. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 г. купил князь Шварценберк. С 1995 года Седлецкий собор внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 г.Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

Архитектура

Здание, поднятое на плане латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжала традицию крупных соборов во Франции и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. В Центральной Европе седлецкий храм в этом отношении имеет первенство. Несмотря на это, он проектировался в упрощенной форме: отсутствует привычный фасад с двумя башнями, не имеется развитая опорная система и трифорий, а с наружной стороны отсутствует выразительная пластическая декоративная отделка. В свое время по-передовому была решена за алтарная часть храма: повысилось количество часовен, которые вместе с портиком образуют единое пространство зала. Реставрация храма началась около 1700 г. Задача была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру, который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. Замена архитектора Байера Джованни Сантини Айхелом в 1703 г. привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

Искусство

Аббат монастыря Снопек старался привлечь наилучших художников, доступных тогда в Чехии и соседних странах. Для фресок он пригласил пражского художника Яна Якоба Штайнфельса, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х гг. 18 века, когда были преобразованы фрески лежащие напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Автором фрески в том и другом пространстве является Иуда Тадеаш Суппер.Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Св. Иоанна Крестителя, Чехия, Кутна Гора

Share this post for your friends:
Friend me:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Current month ye@r day *

Достопримечательности Чехии. Прага. Карловы Вары. Кутна Гора.